Можно ли использовать медиативную технологию в разрешении трудовых споров (конфликтов)?

Как правило, употребляя термин «медиатор», мы имеем в виду посредников, имеющих свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

Однако существует перечень лиц, которые в силу своих профессиональных обязанностей могут выступать в той, либо иной ситуации в роли посредника в разрешении спора. Так, например, это социальные педагоги в школе, участковые при разрешении бытовых конфликтов, руководители структурных подразделений по отношению к спорам, возникшим с участием их подчиненным и наконец -  представители общественных объединений, в том числе профсоюзных организаций.

Что касается трудовых споров, то во многих странах мира существует комплекс примирительных процедур, который включает в себя три стадии:

1)    Разрешение спора самими участниками путем прямых переговоров, то есть без участия посторонних лиц;

2)   Проведение переговоров между сторонами с участием нейтрального независимого посредника.

3)   Трудовой арбитраж.

В соответствии со статьей 251 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматели по соглашению с профсоюзами могу создавать органы примирения, посредничества и арбитража для урегулирования индивидуальных трудовых споров.

И медиативная технология разрешения трудовых споров может стать одним из инструментов на службе у создаваемых в соответствии с статьей 251 Трудового кодекса служб.

Сущность медиативной технологии  в том, что стороны, участвующие в споре (конфликте), самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению. При этом нейтральный посредник организует процесс переговоров и налаживает между спорщиками коммуникативный канал, необходимый для урегулирования спора исходя из интересов участников конфликта.

Отметим, что основные преимущества медиативной технологии при разрешении социально-трудовых конфликтов:

  1. Оперативность разрешения спора;
  2. Экономия средств;
  3. Сохранение благоприятного климата в организации;
  4. Укрепление доверия к работодателю и профсоюзу;
  5. Личностный рост участников примирительной процедуры.

В связи с этим, на наш взгляд, использовать медиативный подход в разрешении  трудовых споров прогрессивно и крайне полезно для всех участвующих в споре сторон.

Однако для того чтобы его внедрить в разрешение трудовых споров необходимы специалисты, владеющие технологией ведения переговоров в качестве нейтрального посредника.

 

О том, как подготовить таких специалистов читайте в наших следующих статьях.

«Как это происходит? Правила медиации».

 Как выбрать медиатора?

Медиация бережет ваше время!

Есть другое мнение? Пишите в комментариях.