Наши медиации

Кейс №1: Спор между наследниками о порядке пользования совместным имуществом. медиация по наследственному спору

Вид медиации: судебная, семейная, ко-медиация (медиацию вели двое медиаторов).

Суть спора:  наследники обратились в суд за определением порядка пользования жилым домом и прилегающим к нему земельным участком.

Стороны: семь наследников:

Кровные брат (66 лет) и три сестры (46, 50, 53 лет)

дочь (возраст , наследовавшая в порядке представления после смерти  своего отца,

сводная сестра (60 лет);

жена (57 лет) умершего сводного брата.

Соглашение о применении медиации подписывали все участники спора. Медиация проводилась в рамках пилотного проекта  бесплатно.

Другие участники: муж младшей сестры, который оказывал влияние на принятия ею решения.

Инициатор медиации: стороны обратились в медиацию по предложению суда.

Время, потраченное на медиацию: 5,5 часов в один день.

Время нахождения спора на рассмотрении  в суде: 2 года.

Место проведения медиации: в помещении суда.

Процедура медиации: Медиация началась сразу поле предложения суда сторонам урегулировать свой спор в медиации в рамках проходившего пилотного проекта по внедрению медиации. 

Таким образом, предварительные встречи со сторонами не проводились.

Медиатор вкратце рассказал сторонам: что такое медиация и как она будет происходить, озвучил, что данная процедура является добровольной вне зависимости от рекомендации суда.

Стороны приняли решение применить процедуру медиации и подписали соглашение о проведении медиации.

Исходя из интересов сторон и для более эффективной работы наследники были разделены  на две группы:

1 группа:

Кровные брат и три сестры,

дочь их брата, наследовавшая в порядке представления после смерти  своего отца.

2 группа:

сводная сестра;

 жена умершего сводного брата.

 В ходе медиации сторонами было предложено семь вариантов разрешения своего спора. Большая часть из них была связана с перепланировкой дома.

 Кроме того рассматривались следующие варианты разрешения спора:

посещение дома по расписанию;

 предоставление двум наследникам (группа 2) в пользование отдельной комнаты большего размера, нежели им положено, с доплатой;

 продажа двумя наследниками (группа 2) своей доли.

 Предложенные варианты решений рассматривались с каждой группой сторон отдельно в индивидуальной беседе с медиатором.

 Результат медиации:

Медиативное соглашение, согласно которому наследники группы 2 продают свои доли младшей сестре (46 лет).

В соглашении определена сумма и порядок оплаты.

В рамках судебного процесса данное медиативное соглашение было признано мировым.

 Кроме того, между спорщиками были восстановлены хорошие отношения, что является важным итогом медиации, поскольку они не только родственники, но и продолжают оставаться соседями.

 В целях соблюдения принципа конфиденциальности некоторые данные в кейсе изменены, но суть и результат медиации являются достоверными.

 

Кейс №2: Спор, связанный с неполучением согласия у членов кооператива на проектирование и продолжение строительства газопровода. 

Вид медиации: судебная

Суть спора: житель деревни обратился в суд за понуждением дачи согласия всеми членами кооператива, созданного для строительства и пользования газопроводом.  Он хотел вступить в кооператив и сделать отвод газопровода к своему дому. Члены кооператива отказывали в даче согласия поскольку не могли достигнуть договоренности с истцом по сумме возмещения затрат, понесенных ими при проектировании и строительстве газопровода. У сторон имелись противоречащие друг другу заключения разных государственных органов по этому вопросу.

Стороны: Председатель кооператива, один член кооператива и житель поселка. Другие члены кооператива в медиации не участвовали. Соглашение о применении медиации заключено между кооперативом и жителем поселка.  Проведение процедуры оплачивали в равных долях кооператив и житель поселка.

Другие участники: адвокат, оказывающий юридическую помощь Председателю кооператива.

Инициатор медиации: стороны обратились в медиацию по предложению суда.

Время, потраченное на медиацию: 1 час предмедиации, 2 медиативные сессии по 3 часа, что составляет 7 часов.

Время нахождения спора на рассмотрении  в суде: 1 год.

Место проведения медиации: в помещении суда.

Процедура медиации: После предложения суда урегулировать спор в процедуре медиации со сторонами была проведена предмедиация, на которой медиатор подробно рассказал сторонам: что такое медиация, каковы ее принципы, как она проходит и каковы ее преимущества.

Предмедиация помогла не только проинформировать стороны о процедуре медиации, но и выстроить доверительные отношения между медиатором и участниками конфликта, а также решить организационные вопросы.

 Стороны взяли перерыв, для того, чтобы обсудить возможность урегулирования спора вне суда с другими членами кооператива.

После предмедиации до начала основной процедуры перерыв составил одну неделю.

После перерыва стороны встретились для проведения переговоров.

В процессе первой сессии были сформированы два варианта решения вопроса. Однако для того, чтобы быть уверенными в возможности их реализации стороны взяли перерыв для  консультаций с Республиканским унитарным предприятием «Минскоблгаз» и одним из членов кооператива (далее член кооператива), который был настроен категорически против дачи согласия этому жителю поселка.

На вторую сессию житель деревни принес положительное заключение Республиканского унитарного предприятием «Минскоблгаз» о возможности реализации обоих вариантов решения.

На второй медиативной сессии присутствовал член кооператива, который ранее был настроен категорически не давать согласие данному жителю поселка.

В процессе переговоров выяснилось, что оба соседа несколько лет назад повздорили, оскорбив друг друга. И затаенная на соседа обида явилось причиной отказа в даче согласия на дальнейшее строительство газопровода.  Поскольку данный член кооператива фактически взял на себя всю работу по организации проектирования и строительства газопровода, другие члены кооператива не могли не поддержать его мнения.

Для того, чтобы стороны начали конструктивно сотрудничать медиатор предложил обсудить и урегулировать застаревший конфликт.

Переломным этапом медиации стало осознание сторон, что их конфликт влияет на права третьих лиц. В данном случае это были другие жители поселка,  дома которых расположены за домами спорящих.  Они ждали разрешения данного спора, для того, чтобы последовательно подсоединить свои дома к газопроводу.

Результат медиации:

Медиативное соглашение, по которому житель поселка получил согласие на проектирование и строительство продолжения газопровода.

От уплаты компенсаций кооператив отказался, поскольку предстоящие работы по проектированию новой ветки газопровода и ее строительство, которые взял на себя житель поселка, существенно увеличивали стоимость всего газопровода. Члены кооператива смогут получить компенсацию за счет присоединения  новых членов кооператива с учетом увеличения затрат на проектирование и строительство газопровода.

В рамках судебного процесса данное медиативное соглашение было признано мировым.

 Дополнительно житель деревни и член кооператива принесли друг другу  взаимные извинения.

 В целях соблюдения принципа конфиденциальности некоторые данные в кейсе изменены, но суть и результат медиации являются достоверными.

 

 

Кейс №3: Школьная медиация по заглаживанию вреда, нанесенного одним учеником другому. школьная медиация

Вид медиации: внесудебная, восстановительная, ко-медиация (медиацию вели двое медиаторов)

Суть спора: Старшеклассник в помещении школы ударил своего одноклассника в ответ на оскорбление. Следствием удара стало сотрясение мозга и соответственно временная нетрудоспособность. Родители потерпевшего обратились в милицию.

Стороны: школьники 16 лет, их родители (матери учеников). Соглашение о применении медиации заключено между родителями учеников, с указание присутствия на медиации несовершеннолетних и представителя администрации школы.

Другие участники: представитель администрации школы приглашен с согласия обоих родителей.

Инициатор медиации: мать потерпевшего школьника.

Время, потраченное на медиацию: по 1.5 часа предмедиации с каждой стороной, 2 сессии по 3 часа.

Место проведения медиации: нейтральная территория.

Процедура медиации: До проведения медиации медиаторы поочередно встретились с каждой матерью учеников, обсудили: что такое медиация, как она будет проходить и взяли письменное разрешение на проведение индивидуальной беседы со школьникам вместе и с каждым по отдельности без присутствия взрослых. Это необходимо было для выяснения причин случившегося конфликта.

В процессе медиации после общения со школьниками выяснилось,  что оба мальчика играют в одной баскетбольной команде.  На соревновании один из них  в конце игры допустил потерю мяча, соперники воспользовались ошибкой и бросили мяч в корзину. Таким образом,  его ошибочные действия принесли команде поражение.

Второй мальчик, раздосадованный поражением команды, проходя мимо  оскорбил его. Оскорбление было нанесено парню в присутствии девушки, которая ему нравится и за которой он ухаживает.

Оскорбленный парень почувствовал злость, подошел к своему обидчику и ударил его по голове. Удар был настолько сильным, что мальчик обратился за медицинской помощью. Врачи поставили диагноз сотрясение мозга.

Мать больного парня обратилась с заявлением в милицию.  После этого к ней начали поступать угрозы со стороны родителей второго мальчика, а после возвращения в школу ее сын стал чувствовать себя в классе изгоем. Этим объяснялось ее желание урегулировать спор в медиации.

После трех часов медиации было принято решение сделать перерыв.

На следующий день, стороны вернулись в медиацию и за время перерыва  у них пришло осознание того, что оба парня виновны в сложившейся ситуации  и они готовы загладить друг перед другом вину. Начался конструктивный поиск вариантов решения конфликта.

     

Результат медиации:

Медиативное соглашение, по которому школьники принесли друг другу извинения. Парень, нанесший оскорбления, предложил раскрасить второму парню майку, изобразив на ней его с девушкой.

Родители парня, который нанес удар своему однокласснику предложили оплатить стоимость санаторной путевки для реабилитации парня, после того как его мать заберет заявление из милиции.

Результатом медиации также стала  доброжелательная обстановка в классе, способствующая нормальному учебному процессу.

 В целях соблюдения принципа конфиденциальности некоторые данные в кейсе изменены, но суть и результат медиации являются достоверными.

  

Кейс №4: Спор между бабушкой и внучкой, связанный с  пользованием ими совместным имуществом. медиация между внучкой и бабушкой

Вид медиации: внесудебная, семейная.

Суть спора: бабушка и внучка получили в наследство дачу после смерти соответственно сына и отца. Доли в домовладении разделены следующем образом : бабушка владеет  ¾ долей  дома, внучка -  ¼. Бабушка не пускает внучки на дачу и ставит препятствия для осуществления ей владения и пользования дачей.

Стороны: бабушка (68 лет) и внучка (22 года). Соглашение о применении медиации заключено между бабушкой и внучкой с указанием о присутствии на медиации мамы внучки. Медиация проходила в рамках проводимой акции, согласно которой первая медиативная сессия проводилась бесплатно.

Другие участники: мама внучки.

Инициатор медиации: внучка

Время, потраченное на медиацию: 1 сессия в три часа.

Место проведения медиации: нейтральная территория.

Процедура медиации:

До проведения медиации медиатор встретилась с инициатором медиации, объяснила что такое медиация и как она происходит. Инициатор написала заявление с предложением о приглашении медиатором на медиацию другую сторону.

После разговора по телефону со второй стороной и даче согласия на проведения медиации, стороны встретились для проведения предмедиации.  Однако в процессе предмедиации, стороны решили не откладывать урегулирование спора в долгий ящик, и перешли к основной сессии. 

В процессе медиации бабушка пояснила, что внучка является внебрачной дочерью сына и она сомневается в их родстве. При жизни сына она не общалась с ней и после его смерти не желает иметь никаких дел. Это и объясняло поведение бабушки.

 В повестку дня бабушка на ряду с определением порядка пользования дачей предложила записать вопрос о совместным уходом за могилой умершего.

В процессе формирования вариантов решения вопроса о порядке пользования дачей было предложено несколько вариантов, в том числе и о перепланировки дачи, о продаже внучкой своей доли бабушке.

В связи с тем, что для принятия решения необходимо консультация узкого специалиста о возможности реализации перепланировки , стороны предложили сделать перерыв.

В процессе консультаций, вне рамках медиации стороны пришли к соглашению и на медиацию не вернулись.

 Результат медиации:

медиация помогла сторонам наладить конструктивный диалог, который привел их к совместному решению.  Бабушка приобрела долю внучки, внучка совместно со своей мамой поучаствовали в реконструкции надгробного памятника, установленного на могиле ее отца.

Спустя десяток лет бабушка с внучкой начали общаться.

 В целях соблюдения принципа конфиденциальности некоторые данные в кейсе изменены, но суть и результат медиации являются достоверными.  

 

.

Задать свой вопрос