Особенности медиации в Беларуси (полная версия интервью медиатора Красовской Ирины журналу “Медиатор. РФ”)

Как регулируется процедура? Есть ли специальный закон о медиации, кодекс этики медиатора, локальные акты организаций, устанавливающие требования к медиаторам и процедуре и т. п.?

В Республике Беларусь с 2014 года действует Закон "О медиации" (далее - Закон), который определяет правовые и организационные основы применения медиации. Кроме того, в развитие Закона принят ряд нормативно-правовых актов, в частности Правила проведения медиации, которые определяют общие правила и требования к проведению медиации, а также для укрепления основ деятельности медиатора, повышения качества проведения медиации, и обеспечения соблюдения основных принципов медиации - Правила этики медиатора. 

Процедура медиации описана в законодательстве, является единой и обязательной для всех медиаторов. Так, медиация проводится в форме переговоров и включает в себя следующие стадии:

  • открытие медиации (вступительное слово медиатора)

  • представление сторон (исследование обстоятельств спора и интересов сторон)

  • дискуссия сторон по выработке повестки дня и вопросов для обсуждения

  • индивидуальная беседа медиатора с каждой из сторон

  • выработка предложений по урегулированию спора

  • подготовка медиативного соглашения и его подписание

  • завершение медиации

Однако, законодатель предоставляет право медиатору в отдельных спорах  и по своему усмотрению использовать не все правила, стадии медиации и профессиональные приемы медиатора, а только те, которые посчитает адекватными сложности спора. Например, когда стороны приходят из суда и у них прояснены интересы, есть уже варианты решения спора, можно опустить стадию дискуссии, перейти к торгам (выработка предложений по урегулированию спора) или вовсе к подготовке медиативного соглашения и проверки его на реалистичность.  

Какие законодательные требования предъявляются в Беларуси к медиатору (возраст, образование, стаж работы и т. п.)? 

Требования, предъявляемые к медиаторам определены в статье 4 Закона. 

Медиатором в Республике Беларусь может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации. 

Не могут быть медиаторами лица признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, имеющие судимость, государственные служащие, лица уволенные из органов юстиции, адвокатуры, нотариата, госслужбы по компрометирующим обстоятельствам, а также лица, которые ранее были медиаторами, но лишены свидетельства в связи с нарушением этики медиатора. 

Для того, чтобы стать медиатором желающие проходят краткосрочные курсы, программа которых утверждается в Министерстве юстиции. На сегодняшний день семь организаций имеют право осуществлять образовательную деятельность в сфере медиации. 

Лица, имеющие высшее юридическое образование, проходят курс длительностью 140 часов, а лица имеющие иное высшее образование - 170 часов. После успешного окончания таких курсов претенденты на получения статуса медиатора подают заявление, справку о прохождении обучения и ряд других документов в Квалификационную комиссию  по вопросам медиации, созданную при Министерстве юстиции. По итогам заседания комиссии, в случае ее положительного решения, выдается свидетельство медиатора. Данное свидетельство является документом, подтверждающим право проводить медиацию. Лица не имеющие свидетельства проводить медиацию в Республике Беларусь не могут. 

Как регистрируется деятельность медиатора? Чаще медиаторы работают поодиночке или в компаниях, оказывающих услуги по проведению примирительных процедур?

Как я уже отмечала ранее, медиатор в Республике Беларусь -это физическое лицо, получившее в Министерстве юстиции свидетельство медиатора. Деятельность медиатора не относится к предпринимательской, о чем прямо указано в статье 1 ГК Республики Беларусь и статье 6 Закона. Соответственно медиатор в Республике Беларусь не является индивидуальным предпринимателем и не относится к самозанятым. Сведения о нем вносятся только в Реестр медиаторов, который согласно статье 9 Закона ведёт Министерство юстиции. Данные о медиаторах публичны, они размещены на сайте Министерства юстиции. На сегодняшний день их около 1100 человек.

Как правило, медиаторы осуществляют деятельность самостоятельно, также могут работать в ко-медиации. 

Вместе с тем, для обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий осуществления деятельности медиаторов Закон предоставляет возможность создавать  организации, обеспечивающие проведение медиации. Такие организации могут быть либо учреждением, либо в коммерческой организации создается обособленное подразделение. На сегодняшний день зарегистрированы 10 организаций, 4 из которых в этом году.

На практике медиаторы, работающие самостоятельно, иногда коллаборируются  в  неорганизованные группы для информационной поддержки друг друга, совместной аренды помещения, создания проектов для продвижения медиации и проведения рекламных кампаний. 

Какие документы в ходе процедуры нужно обязательно подготовить (например, соглашение о проведении медиации, соглашение о конфиденциальности и т. п.). Есть ли другие законодательные требования к процедуре?

Обязательным документом для начала проведения медиации является соглашение о применении медиации. Согласно законодательству Беларуси соглашение о применении медиации - это соглашение сторон о проведении переговоров с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон в порядке, предусмотренном Законом. Соглашение заключается в письменной форме, может быть в виде одного документа, подписанного сторонами, а также в виде обмена сторонами  письмами, обеспечивающими фиксирование волеизъявления сторон применить процедуру медиации. Проект соглашения о применении медиации может быть предложен медиатором, однако стороны вправе самостоятельно его изготовить. 

Обязательное заключение соглашения о конфиденциальности в законодательстве не предусмотрено, однако иногда оно встречается в правоприменительной практике. 

Из числа обязательных документов можно выделить оформление отказа стороны от медиации. Отказ оформляется письменным заявлением. В обязанности медиатора входит уведомить сторону о том, что ее оппонент отказывается от дальнейшего продолжения участия в медиации.  

В остальном документооборот медиатора четко не прописан. Таким образом, каждый медиатор его определяет самостоятельно.

Медиация в Беларуси возможна при любых обстоятельствах – внесудебная, досудебная, в ходе судебного разбирательства, в ходе исполнения решения суда? Или есть какие-то ограничения?

Согласно статье 2 Закона медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде.  

Законодательством не урегулирована медиация на стадии принудительного исполнения, однако на практике есть случаи ее применения, в частности по вопросу определения порядка участия отдельно живущих родителей в воспитании несовершенных детей. 

Какую силу имеет медиативное соглашение? Оно может приравниваться к исполнительному документу?

Медиативное соглашение- это соглашение  которым разрешает спор между сторонами по существу. Медиативное соглашение заключается сторонами в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, а также о принятых сторонами обязательствах, направленных на урегулирование спора, и сроках их выполнения. Медиативное соглашение подписывается сторонами и медиатором. Оно не должно противоречить требованиям законодательства и нарушать права третьих лиц. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в медиативном соглашении. Стороны медиативного соглашения в случае его неисполнения добровольно вправе обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством, за выдачей исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения.

Следует отметить, что в рамках гражданского судопроизводства медиативное соглашение может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения. 

В остальных случаях медиация является внесудебной. Например, в случае, если стороны в хозяйственном (экономическом) судопроизводстве заключают соглашение о применении медиации, суд выносит определение об оставлении дела без рассмотрения. Таким образом стороны в суд не возвращаются и медиативное соглашение судом не утверждается.

Порядок выдачи исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения установлен главой 35- 1 ГПК и статьями 262-1, 262-2. 262-3 ХПК. В течении шести месяцев с момента неисполнения стороной условий медиативного соглашения заинтересованной стороной в суд подается заявление на выдачу исполнительного листа на принудительное исполнение медиативного соглашения. Суд рассматривает заявление единолично с вызовом сторон соглашения в суд. Однако неявка не препятствует вынесению судом определения о выдаче исполнительного листа. Суд может отказать заявителю в случае если медиативное соглашение не соответствует требованиям мирового соглашения, либо оно заключено в Беларуси с участием лица, не имеющего свидетельства медиатора. 

Однако, если стороны в медиации достигли соглашения, отвечающего их интересам, то риск его добровольного неисполнения минимален. Практика показывает, что половина предварительных договоренностей по экономическим спорам исполняются в процессе медиации.

Как соблюдается принцип конфиденциальности? Какую информацию медиатор не вправе раскрывать? Могут ли медиатора вызвать на допрос по поводу информации, ставшей известной ему во время проведения медиации, или есть законодательный запрет?

Принцип конфиденциальности полученной в ходе медиации информации распространяется на всех участников процесса, если стороны не договорились об ином. 

Медиатор может разглашать информацию только если обе стороны дали на это разрешение. Согласие на разглашение медиатором информации должно поступить от сторон в письменной форме. 

Информация касающаяся заключения соглашений о применении медиации, о прекращении медиации не является согласно статье 16 Закона конфиденциальной.

Согласно статьям 92 ГПК  и 72 ХПК медиаторы не могут быть свидетелями в суде.

Есть ли ограничение по кругу правоотношений, в которых может применяться медиация? Возможна ли она в уголовном процессе, в споре с государственными органами и т. п.?

В Беларуси медиация применяется для урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений. 

С 2021 года в УПК внесены дополнения, которые закрепили нормы  о понятии медиации, порядке обращения сторон к медиации, о последствиях примирения сторон в медиации, и также определено, какие категории дел могут быть прекращены посредством медиации. Таким образом, на сегодняшний день медиация постепенно внедряется в уголовный процесс. Пока рано говорить о результатах.

Как правило, считается, что споры, стороной по которым выступает государственный орган являются немедиабельными. Однако, практика показывает, что в отдельных случаях такая медиация возможна и государственные органы ее инициируют. Я участвовала в качестве медиатора в медиации по строительным  спорам, например когда государственный орган является заказчиком строительства.

Есть ли статистика, по каким вопросам в Беларуси чаще всего обращаются к услугам медиатора? Наблюдается ли повышение востребованности процедуры в последние несколько лет?

Медиаторы ежегодно до 1 февраля предоставляют в Министерство юстиции отчёт о своей деятельности, поэтому статистика по количеству и по видам споров ведётся. Однако на момент написания интервью она Министерства юстиции не опубликована. Но исходя из своей практики и по отзывам коллег, я могу сделать вывод  об активном  применении медиации при разрешении экономических споров, семейно-коммерческих споров (когда бывшие супруги совместно вели бизнес и обращаются за разделом имущества, определением судьбы их общего бизнеса, порядком воспитания и содержания детей).  

Год за годом количество обращений в медиацию растёт. Это связано с тем что медиаторы активно информирует население о существовании такой возможности, налажено взаимодействие с судьями и они активно рекомендуют медиацию, если видят что стороны в судебном процессе начинают договариваться, регулятор, коим является Министерство юстиции, также прилагает усилия для поддержки и распространения информации о медиации. Отдельно стоит сказать о помощи адвокатов, которые не рассматривают медиаторов в качестве конкурентов, а рекомендуют своим клиентам медиацию, если видят ее экономическую целесообразность, а также в случаях, когда спор невозможно или затруднительно разрешить в суде (предоставление займа по дружбе без документального оформления, раздел имущества между сожителями). 

Мы давно перешли ту стадию, когда медиацию путали с медитацией. Население и в особенности субъекты хозяйствования уже не просто пробуют эту процедуру, они активно ею интересуются и осознанно выбирают ее в качестве способа разрешения их спора. Интерес к медиации отслеживается и по аналитике данных о посетителях и их активности сайта medialead.by, а также по увеличению количества целевых звонков. 

На сегодняшний день мы не просто информируем стороны о медиации. Уделяя внимание подготовительному этапу (информационная встреча, премедиация) мы работаем над повышением их культуры переговоров и тем самым над эффективностью каждой конкретной  медиации.

Опубликованную версию интервью можно посмотреть здесь

 

Пройти тест«Узнай, какой ты знаток медиации?»