Конфликтовать нельзя смириться

   Версия Medialead интервью медиаторов для портала Bel.biz



Каждый из нас хотя бы раз оказывался в конфликтной ситуации. Споры и конфликты являются неизбежной частью среды обитания людей и красной нитью проходят через всю жизнь: конфликты в школе, конфликты в родительской семье, конфликты в университете с педагогами, в трудовом коллективе, конфликты в соей семье, конфликты с партнёром по бизнесу. Если в Вашей жизни нет конфликта – проверьте, есть ли у Вас пульс.

И хотя споры, ссоры, конфликты – вполне нормальное явление, мало кто знает, как с наименьшими потерями выйти из них.

Сегодня мировая практика предлагает один из самых «мягких» путей выхода из спора (конфликта) – медиацию.

Медиация – это переговоры между сторонами при содействии медиатора (независимого посредника) с целью достижения ими взаимовыгодного решения по спорному вопросу.

О преимуществах медиации  для бизнеса и особенностях медиации в Беларуси Bel.biz поговорил с практикующими медиаторами во время круглого стола. В беседе приняли участие:

Ирина Красовская, медиатор, юрист, коуч, бизнес-тренер, учредитель и директор Частного предприятия «Медиалид», ментор Imaguru

Виктория Крукович, медиатор, коуч, учредитель и директор «Триверагрупп»

Екатерина Качицкая, медиатор, бизнес-тренер, юрист, основатель и руководитель ООО «Праймрешение».

 Марианна Семешко, медиатор, профайлер, юрист, ментор Imaguru

Развитие медиации в Беларуси или всему свое время.

 

Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия  в США и  Австралии, а затем постепенно стала распространяться в Европе. И сейчас, к примеру, в США  обращение к медиатору происходит в 75 — 85% случаев конфликтных ситуаций, при этом соглашения, достигнутые в ходе медиации, выполняются в 90 — 95% случаев.

 Страны постсоветского пространства Россия, Казахстан, Украина, как и Республика Беларусь, начали использовать медиацию значительно позже и она сейчас находится еще на ранних стадиях своего развития.

Говоря о медиации в нашей республике, следует отметить, что еще в 2009 году мысль о внедрении медиации в практику разрешения споров и конфликтов возникла как у представителей юридического сообщества, так и у психологов, практикующих в сфере образования. Это говорит о том, что в обществе появились предпосылки к принятию этого инструмента. Однако официально медиативная практика была признана благодаря инициативе Высшего Хозяйственного Суда.  В 2014 году, после длительного периода формирования, появился Закон «О медиации» и были подготовлены медиаторы, которые получили свидетельство медиатора в Министерстве юстиции. На сегодняшний день их около 400.

 Стоит обратить внимание на то, что продвижение медиации в нашей стране носит уникальный характер. Ее уникальность связана с тем, что внедрение медиации идет не только как позиционирование среди правовых институтов, а большое внимание уделяется информированию: по частной инициативе медиаторов создан портал [медиатор.бел], социальный ролик Министерства юстиции Беларуси: [ссылка], размещены билборды. Это связано с тем, что в медиацию поверили люди, имеющие собственный бизнес, стали медиаторами и привнесли свои знания в маркетинг и PR медиации.

Со вступления в силу закона «О медиации» прошло три года. Конечно, медиация пока не стала привычкой наших людей, однако если сравнить, как внедрялась она в странах-создателях, мы идем семимильными шагами и всему свое время.

 

Решать споры в медиации, значит быть в тренде.

Нередко сейчас можно услышать такие  трендовые  установки как «выйди из зоны комфорта», «возьми ответственность на себя за свою жизнь». Нанимаясь на работу в организацию, где используется система KPI, совершая платежи с использованием информационных банковских технологий, мы не переносим ответственность на нанимателя и кассира, а берем ее в свои руки. 

Медиация тоже является тем пространством, куда стороны могут войти из зоны комфорта и взять ответственность за решение своей проблемы.  Медиация позволяет сторонам посмотреть на себя, на партнера, на ситуацию с разных сторон; понять, что есть множество выходов из ситуации и ряд из них выгодны обеим сторонам.  И по этому, для того чтобы в полной мере принять этот инструмент, общество должно находиться на определённой ступени развития.

Если говорить об использовании медиации в мировом бизнесе, то на сегодняшний день медиация применяется многими международными корпорациями и является элементом их корпоративной культуры. Siemens – с 1984 года; Coca-Cola, Sony и General Motors – с 1985 года; General Electric – с 1988 года; Apple – с 1989 года; PepsiCo – с 1992 года; Microsoft – с 1993 года. Так, исследование Fortune 1000 компаний США показало, что на текущий момент для разрешения споров  медиацию используют 97% компаний.

 

Диагностика лучше реанимации.

 

Бизнесу  требуется  оперативность, прозрачность, предсказуемость, сохранение  и развитие деловых отношений с клиентами и партнерами.

Медиация на данный момент является самым эффективным инструментом разрешения конфликтов,  способствующим оптимизации материальных и организационных затрат. Медиация заслужила мировое признание как метод, позволивший изменить отношение участников бизнес-сообщества к конфликту и сформировать стремление разумно урегулировать спор, чтоб развивать бизнес на высоких этических основах взаимотношений.

Мы не хотим преподнести медиацию как панацею от всех недуг. Медиация – это новый современный инструмент к копилке, который стоит использовать.

 Если говорить о бизнесе, существуют следующие виды медиации:

  • коммерческая медиация (спор или разногласия в исполнении договорных обязательств)
  • корпоративная медиация (конфликты между собственниками бизнеса)
  • внутриорганизационная медиация (трудовые споры между нанимателем и сотрудником либо структурными подразделениями).

Все чаще организации смотрят  на конфликт ни как на частную собственность, которую надо скрывать и прятать, а как на лакмусовую бумажку, которая показывает, что ситуация требует перемен и их надо обсудить. Так Nestle взяла за основу следующий подход к разрешению споров: если проблема возникла, должно быть найдено бизнес-решение для обеспечения дальнейшей работы. 

Таким образом, сегодня практика всё больше становится предупредительной: она не только способствует разрешению уже возникших конфликтов, но и предугадывает возникновение споров, помогая достигнуть договорённостей вначале пути. Например, когда два партнёра собираются открыть общее дело. Здесь важно, чтобы был нейтральный посредник, который бы выявил их истинные интересы, и вход в совместный бизнес для партнеров стал прозрачным и осознанным. Участие медиатора особенно уместно, когда один партнёр вкладывает деньги, а другой – интеллектуальный ресурс.

 

От позиций к интересам.

 

Медиатор является нейтральным независимым и беспристрастным посредником, позволяя другому быть другим. Он не консультирует и не оценивает – он создает атмосферу, при которой участники могли б взглянуть на себя со стороны, отойти от своих позиций и перейти к разрешению спора исходя из своих интересов.  В этом и есть волшебство: медиатор не принимает решения, а позволяет другим это сделать.

   

 В суде совсем иная ситуация. В суде стороны представляют  позицию, которая, как правило, формируется юристом. Позиция подстраивается под законодательные нормы. И в силу специфики своей работы и мышления юристы не будут заниматься выявлением личностных интересов клиента. Юрист не всегда близок к бизнесу собственника. И тогда не исключены случаи, когда позиция может нанести ущерб интересам. Зачастую, если выяснить настоящие потребности клиента, решение можно найти гораздо легче и быстрее.

Но иногда людьми движет желание отомстить, при этом они не думаю, что их ждёт в будущем: они готовы потерять бизнес-партнёра, хотя с ним они долго сотрудничали. А потом ему придется искать нового компаньона.

Медиация всегда работает на будущее. Так ,к примеру случай из медиативной практики, когда в суде арендодатель взыскивал с арендаторов сумму арендную платы за три месяца и штрафные санкции, в связи с тем, что арендаторы покинули место на рынке за три месяца не предупредив его. А в ходе медиации оказалось, что его истинный интерес вернуть арендаторов, поскольку они создавали клиентопоток.

Медиативное решение: заключение нового договора аренды.

 

Организации, использующие медиацию, привлекательны для инвесторов.

 

Потенциальные иностранные партнеры, приходя на рынок нашей республики, все чаще заявляют как условие для сотрудничества  применение медиации, в том числе использование медиативной оговорки в заключаемых контрактах. Это им знакомый инструмент, который позволяет на ранних стадиях конфликта предотвращать производственный  простой.  Кроме того, результат медиации, в отличие от судебного разбирательства, - это продукт взаимных договоренностей, а не решение третьего лица, наделенного иностранным государством властными полномочиями. 

Таким образом,  иностранный партнер может управлять своими производственными  и правовыми  рисками, и соответственно, условия ведения бизнеса с партнером, использующим медиацию, считает более выгодными . Можно констатировать тот факт, что медиация становится дополнительным преимуществом для привлечения иностранных инвесторов.

Случай из медиативной практики: участниками медиации явились компания из Китая и компания-резидент Беларуси по вопросу возврата образовавшейся задолженности китайской компании-кредитору. Внешнеэкономический контракт был заключён с невыгодной для обеих сторон оговоркой в контракте: все споры должны были решаться через арбитражный суд в Вене, кроме того, контракт не предусматривал никаких санкций за неисполнение обязательств сторонами. Адвокат китайской стороны обратился к медиаторам за разрешением спорной ситуации.

Медиативное решение: изменение арбитражной оговорки в контракте; выплата долга с предоставлением рассрочки его погашения.

 

Медиация, как элемент здорового образа жизни.

 

Споры и конфликты эмоционально опустошают участников, отвлекают их от любимых дел, тормозят бизнес-процессы и постепенно замещают все время. Спутниками конфликта нередко являются неврозы и тревожные состояния и как возможные следствия – заболевания сердечнососудистой системы. И чем дольше конфликт, тем тяжелее состояние. При чем, надо отметить, что разрешение спора в суде эмоционально нелегкий процесс и тоже вносит вклад в ухудшение здоровья. 

И вот здесь жирный плюс медиации, которая признает эмоции и не отделяет их от фактов при разрешении спора.  Важным является что чувствовал участник во время спора  и что он чувствует на медиации.

В этом контексте медиацию можно рассматривать как полезную привычку - привычку разрешать споры на ранних стадия их появления и и тем самым заботится о своем эмоциональном и физическом здоровье.