Версия Medialead интервью медиаторов для портала Bel.biz
Каждый из нас хотя бы раз оказывался в конфликтной ситуации. Споры и конфликты являются неизбежной частью среды обитания людей и красной нитью проходят через всю жизнь: конфликты в школе, конфликты в родительской семье, конфликты в университете с педагогами, в трудовом коллективе, конфликты в соей семье, конфликты с партнёром по бизнесу. Если в Вашей жизни нет конфликта – проверьте, есть ли у Вас пульс.
И хотя споры, ссоры, конфликты – вполне нормальное явление, мало кто знает, как с наименьшими потерями выйти из них.
Сегодня мировая практика предлагает один из самых «мягких» путей выхода из спора (конфликта) – медиацию.
Медиация – это переговоры между сторонами при содействии медиатора (независимого посредника) с целью достижения ими взаимовыгодного решения по спорному вопросу.
О преимуществах медиации для бизнеса и особенностях медиации в Беларуси Bel.biz поговорил с практикующими медиаторами во время круглого стола. В беседе приняли участие:
Ирина Красовская, медиатор, юрист, коуч, бизнес-тренер, учредитель и директор Частного предприятия «Медиалид», ментор Imaguru
Виктория Крукович, медиатор, коуч, учредитель и директор «Триверагрупп»
Екатерина Качицкая, медиатор, бизнес-тренер, юрист, основатель и руководитель ООО «Праймрешение».
Марианна Семешко, медиатор, профайлер, юрист, ментор Imaguru
Развитие медиации в Беларуси или всему свое время.
Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия в США и Австралии, а затем постепенно стала распространяться в Европе. И сейчас, к примеру, в США обращение к медиатору происходит в 75 — 85% случаев конфликтных ситуаций, при этом соглашения, достигнутые в ходе медиации, выполняются в 90 — 95% случаев.
Страны постсоветского пространства Россия, Казахстан, Украина, как и Республика Беларусь, начали использовать медиацию значительно позже и она сейчас находится еще на ранних стадиях своего развития.
Говоря о медиации в нашей республике, следует отметить, что еще в 2009 году мысль о внедрении медиации в практику разрешения споров и конфликтов возникла как у представителей юридического сообщества, так и у психологов, практикующих в сфере образования. Это говорит о том, что в обществе появились предпосылки к принятию этого инструмента. Однако официально медиативная практика была признана благодаря инициативе Высшего Хозяйственного Суда. В 2014 году, после длительного периода формирования, появился Закон «О медиации» и были подготовлены медиаторы, которые получили свидетельство медиатора в Министерстве юстиции. На сегодняшний день их около 400.
Стоит обратить внимание на то, что продвижение медиации в нашей стране носит уникальный характер. Ее уникальность связана с тем, что внедрение медиации идет не только как позиционирование среди правовых институтов, а большое внимание уделяется информированию: по частной инициативе медиаторов создан портал [медиатор.бел], социальный ролик Министерства юстиции Беларуси: [ссылка], размещены билборды. Это связано с тем, что в медиацию поверили люди, имеющие собственный бизнес, стали медиаторами и привнесли свои знания в маркетинг и PR медиации.
Со вступления в силу закона «О медиации» прошло три года. Конечно, медиация пока не стала привычкой наших людей, однако если сравнить, как внедрялась она в странах-создателях, мы идем семимильными шагами и всему свое время.
Решать споры в медиации, значит быть в тренде.
Нередко сейчас можно услышать такие трендовые установки как «выйди из зоны комфорта», «возьми ответственность на себя за свою жизнь». Нанимаясь на работу в организацию, где используется система KPI, совершая платежи с использованием информационных банковских технологий, мы не переносим ответственность на нанимателя и кассира, а берем ее в свои руки.
Медиация тоже является тем пространством, куда стороны могут войти из зоны комфорта и взять ответственность за решение своей проблемы. Медиация позволяет сторонам посмотреть на себя, на партнера, на ситуацию с разных сторон; понять, что есть множество выходов из ситуации и ряд из них выгодны обеим сторонам. И по этому, для того чтобы в полной мере принять этот инструмент, общество должно находиться на определённой ступени развития.
Если говорить об использовании медиации в мировом бизнесе, то на сегодняшний день медиация применяется многими международными корпорациями и является элементом их корпоративной культуры. Siemens – с 1984 года; Coca-Cola, Sony и General Motors – с 1985 года; General Electric – с 1988 года; Apple – с 1989 года; PepsiCo – с 1992 года; Microsoft – с 1993 года. Так, исследование Fortune 1000 компаний США показало, что на текущий момент для разрешения споров медиацию используют 97% компаний.
Диагностика лучше реанимации.
Бизнесу требуется оперативность, прозрачность, предсказуемость, сохранение и развитие деловых отношений с клиентами и партнерами.
Медиация на данный момент является самым эффективным инструментом разрешения конфликтов, способствующим оптимизации материальных и организационных затрат. Медиация заслужила мировое признание как метод, позволивший изменить отношение участников бизнес-сообщества к конфликту и сформировать стремление разумно урегулировать спор, чтоб развивать бизнес на высоких этических основах взаимотношений.
Мы не хотим преподнести медиацию как панацею от всех недуг. Медиация – это новый современный инструмент к копилке, который стоит использовать.
Если говорить о бизнесе, существуют следующие виды медиации:
Все чаще организации смотрят на конфликт ни как на частную собственность, которую надо скрывать и прятать, а как на лакмусовую бумажку, которая показывает, что ситуация требует перемен и их надо обсудить. Так Nestle взяла за основу следующий подход к разрешению споров: если проблема возникла, должно быть найдено бизнес-решение для обеспечения дальнейшей работы.
Таким образом, сегодня практика всё больше становится предупредительной: она не только способствует разрешению уже возникших конфликтов, но и предугадывает возникновение споров, помогая достигнуть договорённостей вначале пути. Например, когда два партнёра собираются открыть общее дело. Здесь важно, чтобы был нейтральный посредник, который бы выявил их истинные интересы, и вход в совместный бизнес для партнеров стал прозрачным и осознанным. Участие медиатора особенно уместно, когда один партнёр вкладывает деньги, а другой – интеллектуальный ресурс.
От позиций к интересам.
Медиатор является нейтральным независимым и беспристрастным посредником, позволяя другому быть другим. Он не консультирует и не оценивает – он создает атмосферу, при которой участники могли б взглянуть на себя со стороны, отойти от своих позиций и перейти к разрешению спора исходя из своих интересов. В этом и есть волшебство: медиатор не принимает решения, а позволяет другим это сделать.
В суде совсем иная ситуация. В суде стороны представляют позицию, которая, как правило, формируется юристом. Позиция подстраивается под законодательные нормы. И в силу специфики своей работы и мышления юристы не будут заниматься выявлением личностных интересов клиента. Юрист не всегда близок к бизнесу собственника. И тогда не исключены случаи, когда позиция может нанести ущерб интересам. Зачастую, если выяснить настоящие потребности клиента, решение можно найти гораздо легче и быстрее.
Но иногда людьми движет желание отомстить, при этом они не думаю, что их ждёт в будущем: они готовы потерять бизнес-партнёра, хотя с ним они долго сотрудничали. А потом ему придется искать нового компаньона.
Медиация всегда работает на будущее. Так ,к примеру случай из медиативной практики, когда в суде арендодатель взыскивал с арендаторов сумму арендную платы за три месяца и штрафные санкции, в связи с тем, что арендаторы покинули место на рынке за три месяца не предупредив его. А в ходе медиации оказалось, что его истинный интерес вернуть арендаторов, поскольку они создавали клиентопоток.
Медиативное решение: заключение нового договора аренды.
Организации, использующие медиацию, привлекательны для инвесторов.
Потенциальные иностранные партнеры, приходя на рынок нашей республики, все чаще заявляют как условие для сотрудничества применение медиации, в том числе использование медиативной оговорки в заключаемых контрактах. Это им знакомый инструмент, который позволяет на ранних стадиях конфликта предотвращать производственный простой. Кроме того, результат медиации, в отличие от судебного разбирательства, - это продукт взаимных договоренностей, а не решение третьего лица, наделенного иностранным государством властными полномочиями.
Таким образом, иностранный партнер может управлять своими производственными и правовыми рисками, и соответственно, условия ведения бизнеса с партнером, использующим медиацию, считает более выгодными . Можно констатировать тот факт, что медиация становится дополнительным преимуществом для привлечения иностранных инвесторов.
Случай из медиативной практики: участниками медиации явились компания из Китая и компания-резидент Беларуси по вопросу возврата образовавшейся задолженности китайской компании-кредитору. Внешнеэкономический контракт был заключён с невыгодной для обеих сторон оговоркой в контракте: все споры должны были решаться через арбитражный суд в Вене, кроме того, контракт не предусматривал никаких санкций за неисполнение обязательств сторонами. Адвокат китайской стороны обратился к медиаторам за разрешением спорной ситуации.
Медиативное решение: изменение арбитражной оговорки в контракте; выплата долга с предоставлением рассрочки его погашения.
Медиация, как элемент здорового образа жизни.
Споры и конфликты эмоционально опустошают участников, отвлекают их от любимых дел, тормозят бизнес-процессы и постепенно замещают все время. Спутниками конфликта нередко являются неврозы и тревожные состояния и как возможные следствия – заболевания сердечнососудистой системы. И чем дольше конфликт, тем тяжелее состояние. При чем, надо отметить, что разрешение спора в суде эмоционально нелегкий процесс и тоже вносит вклад в ухудшение здоровья.
И вот здесь жирный плюс медиации, которая признает эмоции и не отделяет их от фактов при разрешении спора. Важным является что чувствовал участник во время спора и что он чувствует на медиации.
В этом контексте медиацию можно рассматривать как полезную привычку - привычку разрешать споры на ранних стадия их появления и и тем самым заботится о своем эмоциональном и физическом здоровье.