Шпаргалка для родителей: как провести медиацию в домашних условиях.

С приятным удивлением прочла в учебнике «Человек и мир» за 5 класс рекомендации ученикам в случае возникновения конфликтной ситуации обратиться к посреднику- учителю, одному из родственников, любому человеку, который способен организовать диалог между ними. (Большое спасибо авторам раздела «Человек и общество» М.И. Вишневскому и В.Н. Гириной за использованный термин «посредник»).

Рекомендация участникам конфликта есть, а мы предлагаем инструкцию для посредников (домашних медиаторов). Медиатор- это нейтральное независимое лицо, которое участвует в  переговорах между  спорщиками и содействует им в достижении взаимовыгодного соглашения.

Существует несколько способов разрешения споров. Рассмотрим два из них на примере спора за последний апельсин.

Итак, представьте, что в доме остался последний апельсин и за него идет борьба между Вашим сыном и дочкой.

Дочка доказывает право на апельсин своей хорошей успеваемостью (хорошие девочки всегда получают приз). А объяснения сына звучат гораздо более прозаично – Я голодный и хочу его съесть!

Как быть? Первая мысль: взять ответственность за решение спора на себя и поделить апельсин пополам. Вы тоже об этом подумали?

Или спросить у детей: зачем он им нужен? (так делает медиатор).

 В случае с сыном ответ очевиден – он хочет его съесть. Обращаемся в дочери: зачем тебе апельсин?  А в ответ неожиданно: Хочу испечь пирог и мне понадобится  цедра апельсина.

Отделяем кожуру от мякоти. Мякоть отдаем сыну, а кожуру -  дочке.

Решил ли первый вариант спор детей? А второй? Ответ очевиден.

Во втором варианте все остались довольны и мир воцарил в семье Муми-Троллей.

10 лайфхаков для продвинутых родителей-медиаторов  или как себя вести деля апельсин.

  1. Вначале дайте каждому ребенку рассказать свою историю события. Не перебивайте его. Пусть он почувствует, что его позиция важна для Вас.
  2. Предложите детям высказаться строго  поочередно. Ваша задача не только воспринимать информацию, но и следить за тем, чтобы тот, кто говорит не оскорблял того кто слушает, а тот кто слушает не перебивал рассказчика.
  3. Чаще давайте детям обратную связь. Для этого используйте выражения «Если я тебя правильно понял (а), ты говоришь о ……», «Иными словами …….». Очень важно, чтобы Вы до конца их поняли правильно.
  4. В момент разрешения спора забудьте про игру «Данетки». О чем это я? Задавайте больше открытых проясняющих ситуацию вопросов, то есть вопросов, которые подразумевают полный ответ. Например, «Расскажи, как это все произошло?», «Что лично ты делал в этот момент?». Дайте возможность каждому ребенку тоже задать волнующие вопросы своему визави.
  5. Равноудалитесь от спорщиков. Держитесь нейтрально.   Не злоупотребляйте пристальными взглядами. Дети не должны почувствовать, что Вы отдаете кому-то предпочтение.
  6. Переведите разговор из позиций в интересы. Вам могу помочь вопросы «Зачем тебе апельсин?», «Почему это так важно для тебя?».
  7. Спросите у детей, как каждый видит выход из этой ситуации.  И пусть вариантов решений будет как можно больше. Лучше выбирать из большего количества вариантов, чем соглашаться на единственный.
  8. Поддержка – это замечательно, но если в процессе переговоров Вы отметили одного, обязательно отметьте и второго. Как можно тщательней сохраняйте равноправие.
  9. Передайте ответственность за решение спора детям. Не оценивайте поступки детей, не навязывайте своего мнения и не давайте советов. Это для них будет отличным уроком жизни и научит  самостоятельно принимать решения.
  10. Главная задача в переговорах - это  урегулировать спор так, чтобы в выгоде остался и один ребенок и второй.

 

Попробуйте применить медиативный способ разрешения спора. Результаты будут налицо. Вы не только помирите детей, но и дадите им  эффективный инструмент общения, который пригодится во взрослой жизни.

 Что интересовало участников выставки «Образование и карьера»? 

Внимание! Раскрываю секрет. 

Готовим медиацию с пользой для здоровья 

Почему иномарка и норковая шуба не делятся на два. 

 

И о Вашем родительском опыте разрешения споров  расскажите в комментариях.