13.12.2019
Время чтения: 2 минуты
В статье медиатор Красовская Ирина исследует вопрос о том, какие навыки будущего может потренировать участник медиации, разрешая свой спор в процедуре медиации.
Медиация - уникальный процесс. Одной из ее дополнительных выгод для сторон является эффективное обучение действием. На медиации можно и свой спор разрешить и навыки потренировать. Прежде чем разбираться какие скиллы можно потренировать, давайте определимся, что такое soft-skills и с чем их едят.
Что такое soft-skills?
Итак, soft-skills, или как их еще называют «гибкие или мягкие навыки», - это кроссфункиональные (сквозные) надпрофессиональные навыки, которые отвечают за успешное участие в любых жизненных процессах.
Какие soft-skills востребованы в эпоху цифровой экономики?
На Международной научно-практической конференции «New skills for new jobs» (Минск 9-10.12.2019 года) названа пятерка важных компетенций, которые необходимы работникам, для плавного вхождения в эпоху цифровой экономики: умение учиться, критическое мышление, креативность, диджитал навыки и предпринимательство.
На экономическом форуме в Давосе в 2015 году было озвучено, что четвертая промышленная революция круто изменит нашу жизнь, привнеся в нее использование передовой робототехники, автономного транспорта, искусственного интеллекта, машинного обучения и др. Однако потребует от работников овладения новыми навыками. В числе таких навыков, кроме названных выше, комплексное решение проблем, умение управлять людьми, умение общаться (взаимодействовать) с людьми, эмоциональный интеллект, умение анализировать и принимать решения, клиентоориентированность, навык ведения переговоров, гибкость мышления.
Какие soft-skills используют участники медиации в процессе медиации?
Возвращаемся к процессу медиации. Из всех перечисленных soft-skills участник медиации (сторона по спору) не может потренировать , наверное, диджитал навык, навык предпринимательства, навык умения управлять людьми и клиентоориентированность. Хотя, если в медиации рассматривается спор с участием предпринимателя или представителя юридического лица, вполне вероятно, что и данные навыки будут использованы участниками.
А теперь давайте рассмотрим подробнее три навыка будущего и как они используются в медиации.
Навык ведения переговоров
Если обратить внимание на определение медиации, данное в законодательстве, то можно заметить, что медиация – это, прежде всего, переговоры сторон. То есть, не только от компетентности медиатора, но и от умений самих сторон зависит успешность процесса медиации.
Что включает в себя это навык? Прежде всего, умение проанализировать ситуацию, определить для себя наилучший результат, наихудший результат переговоров, определить свой интерес в переговорах, спрогнозировать интерес оппонента, выбрать тактику, которая может привести к намеченному результату.
Войдя в процедуру медиации надо понимать, что не медиатор должен готовить стороны к переговорам, а Вы сами должны максимально эффективно подготовиться к медиации. Если у Вас есть этот навык, то медиация – это возможность лишний раз потренироваться в использовании его. Если у Вас это навык не развит, то медиация – это уникальная возможность мягко его приобрести.
Навык комплексного решения проблем
Очень редко бывает так, что разрешением спора по одному вопросу можно подлатать отношения или изменить в лучшую сторону ситуацию. Как правило, один спор, тянет за собой некую вереницу споров, конфликтов и иных нерешенных проблем между сторонами. Поэтому очень важно, чтобы человек, находящийся в споре умел не просто опознавать проблему, а был способен определить источник проблемы (спора, конфликта, комплекса проблем).
Медиация процедура гибкая и неформализованная. Ее возможности в комплексном урегулировании ситуации превосходят иные способы разрешения споров. Однако, для того, чтобы это произошло, стороны должны обладать указанным навыком. Ведь не всегда источники споров лежат на поверхности, зримы и понятны, особенно третьему нейтральному лицу (медиатору), который присоединился к этой ситуации с «чистым листом». Конечно, медиатор окажет помощь сторонам в анализе ситуации, подтолкнет к активности, но поиск источника как мыслительная деятельность может быть осуществлена только сторонами. Потому что только они являются обладателями полной и достоверной информации о ситуации и видением идеального для себя результата переговоров.
Умение общаться (взаимодействовать) с людьми
Я не ошибусь, если скажу, что этот навык участника является ключевым в процедуре медиации. В суде можно прочесть заранее заготовленный документ, определяющий свою позицию и подготовленный юристом, и если нет опыта, в дальнейшем никак не взаимодействовать со стороной, специалистами, свидетелями и иными участниками процесса. В медиации ситуация другая. Здесь надо общаться: слушать, слышать, рассказывать, задавать вопросы, давать обратную связь, иными словами - коммуницировать.
В этой статье, мы с Вами коротко разобрали только три навыка. В наших планах посвятить отдельную статью каждому навыку . Оставайтесь с нами на связи, чаще заглядывайте в наш блог.
Готовим медиацию с пользой для здоровья