Какие soft-skills можно прокачать, участвуя в медиации

 13.12.2019

Время чтения: 2 минуты

В статье медиатор Красовская Ирина исследует вопрос о том, какие навыки будущего может потренировать участник медиации, разрешая свой спор в процедуре медиации.

Медиация - уникальный процесс. Одной из ее дополнительных выгод для сторон является эффективное обучение действием. На медиации  можно и свой спор разрешить и навыки потренировать. Прежде чем разбираться какие  скиллы можно потренировать, давайте определимся, что такое soft-skills и с чем их едят.

Что такое soft-skills?

Итак, soft-skills, или как их еще называют «гибкие или мягкие  навыки», - это кроссфункиональные (сквозные) надпрофессиональные навыки, которые отвечают за успешное участие в любых жизненных процессах.

Какие soft-skills востребованы в эпоху цифровой экономики?

На Международной научно-практической конференции «New skills for new jobs» (Минск 9-10.12.2019 года) названа пятерка  важных компетенций, которые необходимы работникам, для плавного вхождения в эпоху цифровой экономики: умение учиться, критическое мышление, креативность, диджитал навыки и предпринимательство.

На экономическом форуме в Давосе в 2015 году было озвучено, что четвертая промышленная революция круто изменит нашу жизнь, привнеся в нее использование передовой робототехники, автономного транспорта, искусственного интеллекта, машинного обучения и др. Однако потребует  от работников овладения новыми навыками. В числе таких навыков, кроме названных выше,  комплексное решение проблем, умение управлять людьми, умение общаться (взаимодействовать)  с людьми, эмоциональный интеллект, умение анализировать и принимать решения, клиентоориентированность,  навык ведения переговоров, гибкость мышления.

Какие soft-skills используют участники медиации в процессе медиации?

Возвращаемся к процессу медиации. Из всех перечисленных soft-skills участник медиации (сторона по спору) не может потренировать , наверное, диджитал навык, навык предпринимательства, навык умения управлять людьми и клиентоориентированность.  Хотя, если в медиации рассматривается спор с участием предпринимателя или представителя юридического лица, вполне вероятно, что и данные навыки будут использованы участниками.

А теперь давайте рассмотрим подробнее три навыка будущего и как они  используются в медиации.

Навык ведения переговоров

Если обратить внимание на определение медиации, данное в  законодательстве, то можно заметить, что медиация – это, прежде всего, переговоры сторон. То есть, не только от компетентности медиатора, но и от умений самих сторон зависит успешность процесса медиации. 

Что включает в себя это  навык? Прежде всего, умение проанализировать ситуацию, определить для себя наилучший результат, наихудший результат переговоров, определить свой интерес в переговорах, спрогнозировать интерес оппонента, выбрать тактику, которая может привести к намеченному результату.

Войдя в процедуру медиации надо понимать, что не медиатор должен готовить стороны к переговорам, а Вы сами должны  максимально эффективно подготовиться к медиации. Если у Вас есть этот навык, то медиация – это возможность лишний раз потренироваться в использовании его. Если у Вас это навык не развит, то медиация – это уникальная возможность мягко его приобрести.

Навык комплексного решения проблем

Очень редко бывает так, что разрешением  спора по одному вопросу  можно подлатать отношения или изменить в лучшую сторону ситуацию.  Как правило, один спор, тянет за собой некую вереницу споров, конфликтов и иных  нерешенных проблем между сторонами. Поэтому очень важно, чтобы человек, находящийся в споре умел не просто опознавать проблему, а был способен определить источник  проблемы (спора, конфликта, комплекса проблем).

Медиация процедура гибкая и неформализованная. Ее возможности в комплексном урегулировании ситуации превосходят иные способы разрешения споров. Однако, для того, чтобы это произошло, стороны должны обладать указанным навыком. Ведь  не всегда источники споров лежат на поверхности, зримы и понятны, особенно  третьему нейтральному  лицу (медиатору), который присоединился к этой ситуации с «чистым листом». Конечно, медиатор окажет помощь сторонам в анализе ситуации, подтолкнет к активности, но  поиск источника как мыслительная деятельность может быть осуществлена  только сторонами.  Потому что  только они являются обладателями полной и достоверной информации о ситуации и видением идеального для себя результата переговоров.

 Умение общаться (взаимодействовать)  с людьми

Я не ошибусь, если скажу, что этот навык участника является ключевым в процедуре медиации.  В суде можно прочесть заранее заготовленный документ, определяющий свою позицию и подготовленный юристом, и если нет опыта, в дальнейшем никак не взаимодействовать со стороной, специалистами,  свидетелями и иными участниками процесса. В медиации ситуация другая. Здесь надо общаться: слушать, слышать, рассказывать, задавать вопросы, давать обратную связь, иными словами - коммуницировать.

В этой статье, мы с Вами коротко  разобрали только  три навыка. В наших планах посвятить отдельную статью каждому навыку . Оставайтесь с нами на связи, чаще заглядывайте в наш блог.

 

 

        

Медиатор Красовская Ирина

Готовим медиацию с пользой для здоровья 

Международный конкурс по коммерческой медиации в Париже.

50+Медиалид:ответы на вопросы участников выставки.